четверг, 17 декабря 2009 г.

Юзабилити блога: распространенные ошибки

Набрел на днях на старую статью Юкоба Нильсена посвященную юзабилити блогов и распространенным ошибкам дизайна сетевых дневников. Статья была опубликована в уже “седом” по меркам интернета 2005 году. Тем не менее, Нильсен известен как один из самых авторитетных специалистов по юзабилити в мире, он редко дает рекомендации надиктованные сиюминутной модой, его принципы почти всегда фундаментальны, поэтому сохраняют актуальность десятилетиями. Тем более, это в большей степени это не перевод, а размышления над “заветами Ильича” (т.е. Нильсена). Давайте приступим.

Плохие заголовки постов

Хороший тон юзабилити – говорящие заголовки. Т.е. заголовки, мимолетного взгляда на которые достаточно для того чтобы понять о чем статья.

Комментарий: Заголовки – это сила, но подходов к их созданию много. Правильный заголовок с позиции SEO, копирайтинга, юзабилити, здравого смысла – это к сожалению не одно и тоже. Эти науки диктуют разный подход к их написанию. SEO – чтобы поисковым системам понравилось, копирайтинг – чтоб читатель был так заинтригован и тут же кинулся читать, юзибили – чтобы было понятно и т.д.

Заголовок соответствующий всем этим зачастую противоречащим критериям написать чертовски сложно. Но, пытаться нужно. А еще сложно заставить себя не лениться думать над заголовками. Из стареньких моих постов про заголовки можно почитать например, этот.
 

“Якоря” ссылок ни о чем не говорят

Очень распространенная болезнь, делать ссылка в стиле – “продолжение читайте здесь и вот тут” (пример, моей аналогичной ошибки см. в предыдущем пункте –). Считается что читатель должен иметь представление куда и зачем он перейдет по ссылки, а не играть в лотерею. Кроме того, обязательно нужно использовать тэг link title, чтобы читатель мог навести на ссылку курсор и получить подсказку. Например, mbiz.

Комментарий: Вот тут я должен не только полностью согласиться, но еще и покаяться, потому что этой болезнью “якорь ни о чем” я местами страдаю тоже, а тэг title так и вообще практически никогда не заполняю. Хотя это полезно не только для юзабилити, но для SEO.

якорь


Не все читают вас с первого дня существования блога!

Блоггеры об этом частенько забывают, считая что онb "великие", а раз уж они "великие", все и так знают почему. Не все! Откуда читателю который подписался на ваш блог 2 дня назад известно что такого выдающегося вы писали 2-3 года назад? Поэтому нужно обязательно отправлять читателя к своим старым публикациям, особенно, если она релевантные. И тему лучше раскроите и с вашей “классикой” новых читателей познакомите.

Комментарий: Не устаю петь оду перелинковке. Тут вам и юзабилити и SEO и вообще, все блага в одной коробке. Главное, ваши посты остаются “живы”! Ваша забота - писать так чтобы они через 2 дня не устаревали.

“Календарь” – единственный способ навигации на вашем блоге

На многих платформах по-умолчанию принята единственная иерархия публикаций – “временная линия”. В принципе, это то что изначально отличало блог от традиционного сайта. Все таки, “дневник” как ни как. Но, ограничиваться этим нельзя ни в коем случае. Обязательно используйте категории (так же с говорящими именами), тэги. Читатель должен быстро попасть в то место которое ему нужно независимо от того как давно был опубликован пост.

Комментарий: когда на меня нападает особое настроение и хочется почитать Давыдова, у меня уже через 10-15 минут возникает жгучее желание сесть на поезд, приехать в Калининград и порубить его топором на мелкие кусочки. Не потому что он пишет интеллектуальный шлак (хотя, тут уж кому как), потому что найти на его блоге ничего невозможно – категорий нет, поиска нет, вообще ничего нет. Если тебе вдруг что-то нужно - садись да просматривай все от начала времен (2005 год), до последнего поста. Можно было бы ему посоветовать делать Сайт Для Людей (в отношении навигации), но, вряд-ли для него это имеет значение.

лабиринт


Нерегулярный постинг

По этой теме у меня было несколько постов, последний, если я не ошибаюсь назывался "Почему частый постинг увеличивает трафик".

Комментарий: Истина многократно проверенная на практике. В общем, "режим питания" – сила! Не на пользу будут только посты ради постов. Информационный мусор будет скорее способствовать регулярной отписке читателей от блога чем укреплению лояльности.

Крутой тематический замес

Узкая тематика полезна не только с маркетинговой точки зрения. Крутой тематический замес затрудняет ориентирование по блогу, найти что-либо становится сложнее. Тезис наверное можно сформулировать так – юзабильным может быть только тот блог, суть и предназначение которого предельно ясны.

Комментарий: Торжество позиционирования демонстрирует блог blogohelp, который такими темпами может обогнать по количеству подписчиков основной проект Саши Тодосийчука. А главное, в этом блоге не заблудишься.

Отсутствует информация об авторе

Если вы ведете коммерческий, корпоративный или просто нишевый блог с амбициями, у вас должна существовать страничка “О нас” или “О себе”. Читатель должен знать с кем имеет дело, если такой информации нет, степень доверия читателя к автору уже не та.

Комментарий: Не уверен что этот вопрос вообще находится в юрисдикции юзабилити, по мне так это больше проблемы маркетинга, позиционирования и брендинга (пусть даже в масштабах личного блога). Если они конечно имеет место быть. Но, не буду цепляться по мелочам, если ваш блог коммерческое предприятие, с этим правилом даже нелепо спорить. Мир личных блогов не так однозначен – отсутствие информации об авторе может наоборот быть частью удачного образа, “легенды”.

2482943774_557b525da9


Отсутствие фотографии автора

История примерно та же самая что и в предыдущем пункте – наличие фото это еще один кирпичик в построении доверительных отношений с читателем. Кроме того люди легко связывают реальное и виртуальное, поэтому им довольно быстро начинает казаться что они лично знакомы с автором. В общем, персонализация это хорошо, говорит Нильсен.

Комментарий: Не вижу особых оснований спорить, замечу лишь, что так же как с информацией “о себе” степень важности этого совета для каждого вида блогов различна. Если вы просто бескорыстно даете полезную информацию или услугу, народу по большому счету наплевать какое у вас лицо (хотя, конечно, у симпатичных грудастых девушек брать информацию бывает интереснее – практика показывает) . Если вы хотите за это денег, “лицо” на самом деле может помочь.

Использование бесплатного домена

Тот домен который предлагают некоторые сервисы, как например, blogspot.

Комментарий: Я, как видите, сам использую подобный домен для блога, но с рекомендацией согласен. Поэтому для всех других сайтов я домены покупаю, чего и вам советую. Собственный домен предпочтительнее ВСЕГДА без исключений!

P.S. Если у вас серьезные проекты, то стоит подумать не только о домене, но и собственном сервере, под который нужено еще где-то размещать. Хороший вариант размещение сервера colocation.

Еще читать:
Несколько расширений для Google Chrome
SEO факторы которые будут иметь значение в 2010

Читайте по теме